J.S.BACH — CHACONNE, BWV 1004| GUITAR & ART MAGAZINE

J.S.BACH — CHACONNE, BWV 1004| GUITAR & ART MAGAZINE

Несколько лет назад, когда Василий Антипов гостил в Петербурге, и я (редактор вашего журнала — Равиль Каримов) предложил ему сыграть «Чакону» Баха. «Да кто её уже только не играл?» возразил он. «Серьёзно?» спросил я, «и кто же?». Будучи заядлым спорщиком Василий начал азартно перечислять…

«А кто сыграл её хорошо? Много таких?» перебил я. Повисла неловкая пауза. После некоторого раздумья Василий неуверенно выдавил две-три фамилии. «И ты считаешь что этими интерпретациями тема «Чаконы» закрыта?». «Я считаю что её в принципе некорректно играть на гитаре», ответил Василий. «Это почему?». «Потому что она написана для скрипки, на гитаре же с её гармоническими возможностями оригинальный текст прозвучит куце, а дописывать за Бахом гармонию, это знаешь ли…

И тут я пошел в атаку – «логику того что сделал один человек, может понять и другой. Во всяком случае пытаться сделать это, никто не имеет права запретить. А потом, ведь это уже было, был Бузони, Эдиссон Денисов, Сеговия наконец, с его версией. Сколько их не критикуй, но это пласт открывающий новый взгляд на произведение, стимулирующий интерес к нему. И я уверен что «Чакона» на гитаре может и должна прозвучать! Потенциал возможного в этом отношении ещё далеко не исчерпан…»

Через полгода, в очередной приезд Антипова я вернулся к этому разговору. «Ну сыграю я «Чакону» и что?» уже несколько раздражённо ответил Василий. «Гитаристы ведь всё равно проигнорируют, как бы я её ни сыграл!». «А ты от них всё ещё чего-то ждёшь?». Оба невесело рассмеялись.

С присущей мне деликатностью бульдозера я упорно продолжал настаивать, и наступил момент когда позвонив Василию Василию по Скайпу внезапно наткнулся на вопрос: «хочешь, я расскажу тебе о своём концепте исполнения?» С первых же нот стало ясно что Василий совсем не пытается подавить слушателя величественными аккордами, в его исполнении они возникали просто и естественно как дыхание. Так же органично захватывая внимание, и ведя за собой вступали голоса полифонии. Все части произведения настолько естественно сменяли друг друга, что музыка воспринималась как единый звуковой поток. Впечатление цельности усиливала строгая пульсация ритма, с мягкой ненавязчивостью формирующая монолитный музыкальный организм. Создавая торжественно приподнятое настроение «Чакона» представала как совершенно новое, незнакомое произведение, которое хотелось слушать и слушать.

Я поспешил поздравить Василия, но он молчал. — «Чего?» — удивился я.

— «Можно сыграть её и лучше, я знаю над чем ещё нужно работать!» — ответил Антипов.

— «Обязательно сыграешь, будет ещё и не одно исполнение, а это мы всё же сейчас выложим… ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 14 =

Наверх