Василий Антипов «О коротких тактах у Барриоса»

Августин Барриос Мангоре (1885-1944)

Если мы послушаем запись самого Барриоса, а именно его Allegro Solemne, то мы заметим множество расхождений не только с изданными нотами, самые достоверные из которых можно найти на соответствующей странице IMSLP, но и с самой рукописью Барриоса, которую мы приведем здесь полностью, отметив означенные места красным:

Рукопись III части «Собора» А. Барриоса

Итак, мы видим, что вопреки написанному в рукописи, Барриос играет по-другому, и, что самое главное, его игра гармоничнее написанного текста. Можно, конечно,подумать, что Барриос во время записи «ошибся», «забыв» исполнить эти фигурации. Однако, если мы присмотримся, то увидим, что некоторые места повторяются на протяжении части несколько раз, и все разы Барриос играет
одинаково, то есть без отмеченных нами красным фигураций, что очень похоже на осознанное исполнение и так непохоже на случайную ошибку.

Конечно, нужно сказать, замеченные нами расхождения плохо укладываются в размер 6/8, и какие-то такты получаются в два раза короче. Это изрядно смущало (и по сей день смущает) издателей, привыкших мыслить квадратными шаблонами:«если стоит размер 6/8, значит в такте должно быть ровно шесть восьмых, не больше и не меньше». Почему? Никто не сможет сказать почему. Но исторически смена размерности тактов без изменения размера никогда и никого,
кроме компьютерных программ по набору нот, не смущала. В качестве примера приведем «Паспье» Георга Телемана (1681-1767), в котором вопреки заявленному размеру 3/8 появляются такты, содержащие три четверти:

Фрагмент рукописи «Паспье» Георга Телемана
Фрагмент рукописи «Паспье» Георга Телемана

Подобные примеры раньше ставили в затруднение наборщиков нот, так как не все программы могли позволить подобной роскоши (изменения размерности такта без смены размера). Поэтому и попытки вколотить текст Барриоса в рамки заданного размера заставляли издателей проявлять подчас нездоровую инициативу и
дописывать за композитора «отсутствующий» по их мнению материал.
Чтобы далеко не уходить, приведем примеры, взятые со страницы IMSLP, на которой предлагаются на выбор два издания: помимо отмеченной уже нами «ошибки», воспроизводящей неточность в рукописи (на записи Барриос три раза исполняет это место без отмеченной красным фигурации):

там можно найти следы других попыток подогнать полотно под заданный размер:

В одной версии фигурация на басу ля повторяется два раза:

А в другой в этом месте появляется еще одна фигурация на басу соль:

Если корректно записать то, что играет Барриос, в нотах, то в этих местах будут просто короткие такты, содержащие три восьмых, вместо шести.

Мы подготовили для наших читателей издание, основанное более на игре самого Барриоса, нежели на сохранившихся изданиях и рукописях, отметив все короткие такты синим цветом. Мы сопроводили издание для удобства чтения табулатурной записью. Наша табулатура не воспроизводит аппликатур, предлагаемых самим Барриосом (их вы можете посмотреть в рукописи, которую мы привели в начале статьи), она более ориентирована на возросшие в последние десятилетия требования к связности и артикуляционной монолитности в игре. Известная своей сложностью серединка финала, исполняемая традиционно пальцевым legato, в нашей исполнительской редакции мало чем отличается от основного материала части: раскидав ее всю по соседним струнам, нам удалось найти некий технологический баланс, позволяющий более плавно интегрировать ее в тело части. Подобная редакция позволит гитаристам, не столь блестяще владеющим пальцевым legato, исполнить эту серединку виртуозно и плавно, нисколько не сбавляя в темпе.

СКАЧАТЬ ноты этой редакции можно по ссылке ниже ▼

A. Barrios — La Catedral (rev. Vassily Antipov)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх