Страх сцены – тема, волнующая каждого музыканта и артиста. Даже профессионал, активно концертирующий, волнуется перед выходом на сцену. Это явление вполне естественно. Все люди в той или иной степени подвержены эмоциям. Вопрос в том, как справиться с этими эмоциями и как направить их в нужное русло, не дать им перерости в страх, в панику? А паника – это технические сбои в игре, неудовлетворенность, угнетенное состояние, растущий страх перед следующими выступлениями, и, в конечном счете, – нервные болезни и невозможность дальнейшей концертной деятельности.
Многие исполнители признаются, что совсем убрать волнение не удается. Но оказывается, что это и не нужно, ведь человек не бесчувственная машина. Опытные исполнители умеют перенаправить волнение в нужное русло, позволяющее ответственно подойти к выступлению, максимально сосредоточиться на эмоционально-художественном образе музыки, со всей полнотой донести до слушателя собственное видение произведения.
Однако соответствующий психологический опыт приходит с практикой. У многих исполнителей вырабатываются собственные приемы, методы подготовки, помогающие снизить скованность, напряженность. Они добиваются определенного успеха. Закрепленная с годами практика подготовки и удачные выступления придают уверенности, страх сцены уступает место творческому волнению.
Однако некоторые музыканты так и не могут победить страх, и вынуждены оставить дело, для которого у них есть и желание и талант. Это печально!
Давайте верить в то, что мы добьемся успеха, ведь для уверенных в успехе нет преград!
Рассмотрим основные условия успешного выступления на сцене.
Здесь важен даже сам ваш выход на сцену. Непринужденность, раскованность на сцене – уже залог успеха. Паническое состояние будет заметно зрителям и может вызвать смех и даже шутки. Вас выдадут неловкие движения рук, неуверенная походка, выражение лица, мимика. Порепетируйте пред зеркалом. Посмотрите, как двигаются и говорят артисты. Проявите фантазию, как вы сможете показать свою индивидуальность, чтобы это понравилось публике. О внешнем виде и движении на сцене можете посоветоваться со специалистами. Можно взять за образец какого-либо исполнителя, но не копировать его. Помните, что имидж – значительная часть успеха. Одежда должна быть чистой, подходящей по цвету и стилю.
Не бойтесь посмотреть на зрителей, почувствовать их настроение, увидеть доброжелательные лица, улыбнуться им. Делайте все это очень корректно. То есть ведите себя с достоинством, но не возносясь, а по-дружески. Почувствуйте настроение зала. Обычно подавляющее большинство зрителей – благожелательны, ждут общения с вами. Это даст ощущение моральной поддержки, психологического контакта со зрителем. Проявите уважение к зрителям во всем: выходе на сцену, в поклоне, в том, как вы сядете и начнете игру.
Напротив, пренебрежительное отношение к публике может вызвать негативное отношение к исполнителю. Такой настрой, как «публика – дура, все равно не поймет» или «я исполнитель, я выше публики», может привести к успеху, только если исполнитель – мировая звезда. Публика вообще не любит равнодушных и сонных исполнителей, которые выходят на сцену только ради заработка (а не для зрителя).
Важное условие успешного выступления на сцене – хорошая подготовленность. Говорят: выучить надо на двести процентов, тогда на сцене получится как раз сто процентов. Не надейтесь на «авось». Случайно можно сыграть плохо, но случайно хорошо – никогда. Считайте, что на сцене все равно хоть что-то будет хуже, чем на репетиции. Выучить все нужно не только механически, но и зрительно. Уметь начать с любого места. Выпутаться из любой сложной ситуации. На репетиции уметь несколько раз подряд исполнить всю программу без единой ошибки (попробуйте сделать это три раза и увидите, что это не так просто). Каждый исполнитель имеет свои методы подготовки (как говорят «свою кухню»). Для успешного выступления сделайте все, что можете. Хорошая выученность ведет к автоматизму, что помогает сконцентрироваться на эмоциональной стороне. От успеха зависит не только ваше послеконцертное настроение, удовлетворенность выступлением, но и настроение публики, успех у слушателей. Успешное выступление ведет к постепенному приобретению уверенности в себе и дает устойчивый стимул к дальнейшему совершенствованию. При выступлении на сцене в голове ничего не должно быть, кроме на настроя на хорошее исполнение и на успех.
Именно с этого начнется прогресс, и страх сцены будет уступать место естественному творческому волнению, которое не действует угнетающе, а, напротив, стимулирует самосовершенствование и стремление к новым встречам с публикой.
При исполнении пытайтесь вызвать у слушателя тот же настрой, что испытываете вы. Он в каждом произведении разный. И чувствовать вы должны сильнее, чтобы публика почувствовала эмоциональное содержание в нужной степени. Говорят: чтобы заставить чувствовать других, нужно сильно чувствовать самому. В этом случае публика будет доброжелательной, и готовой простить отдельные недочеты и сбои, если в целом исполнение ее покорит.
Очень важно не только качество исполнения, но и выбор репертуара, а также его доходчивость. Разумеется, репертуар должен быть любим и понятен для самого исполнителя. Конечно, содержание концерта должно зависеть от большинства контингента и возраста зрителей.
Во время выступления выражение лица и движения исполнителя должны быть пластичны и сдержанны, подчинены отображаемому им эмоционально-художест-венному образу. Это также способ перенаправить эмоции на вживание в образ, и одновременно способ установления контакта со зрителем. Таким артистам публика верит, и слушать их интереснее, увлекательнее. Напротив, лишние движения, угловатость, резкость, манерность могут испортить впечатление даже от очень хорошей игры.
Плохое впечатление создает также нарочитое копирование кого-нибудь из известных исполнителей – в движениях и интерпретации. Пусть получится хуже, зато свое, собственное! Подражание и копирование важны и полезны во время обучения, в поиске собственной интерпретации, но не на сцене.
И все-таки, как переступить через себя, перестать паниковать и воспитать выдержку. Сразу скажем, что лекарства здесь мало помогут: сонливость и снижение реакции, могут, напротив, все ухудшить. Заторможенность не ликвидирует стресс. Многие говорят, что эффективно принятие алкоголя. Однако он также ведет к снижению реакции, и еще хуже – ответственности. Тогда где же выход?
Выход в том, чтобы именно «переступить» через себя, набраться терпения и выполнять то, о чем сказано выше. Если у вас нет какой-либо патологии с нервной системой, вы обязательно добьетесь успеха. Частые вынужденные выступления заметно снижают страх. Очень полезно часто исполнять в концертах одни и те же произведения. Вырабатывается стереотип успеха.
Могут очень помочь какие-либо неответственные, случайные выступления, когда где-нибудь в клубе вы просто сами для себя сели играть, импровизировать, а вокруг вас постепенно образовалась толпа слушателей. Это может стать началом преодоления страха перед публикой, появлению желанию как можно чаще с ней общаться, получать удовольствие от этого общения. Вспомните уличных музыкантов. Поначалу каждому из них, наверное, трудно было преодолеть себя. Зато теперь их никакой публикой не напугаешь.
После концерта будьте готовы к тому, что зрители захотят пообщаться с вами, высказать критические замечания по поводу выступления. Все это нормально. Принимайте с благодарностью. Все зависит от уровня зрителей, от контингента, возраста, профессиональной подготовки. Да и выступления бывают и более удачные, и менее. Из всего делайте выводы, ищите способы решения проблем.
Еще совет: если вы почувствовали прилив сил после выступления, удовлетворение от общения с публикой, – не тяните со следующим выступлением, ищите возможность где-то выступить, чтобы закрепить результат.
И последнее: Рассматривайте слушателей не как пугающую вас группу, перед которой вы ответственны и что-то ей должны. Это ваши сотрудники, партнеры, с которыми вы выполняете общую задачу: воплощение и восприятие музыки. Во время концерта вы и зрители – один организм.
Желаю успеха!
Александр Приселков, пианист, композитор и кандидат педагогических наук.