Журнал

ПРОБЛЕМЫ СТРОЯ В ГИТАРНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

• Влияние исполнителя


При обсуждении строя гитары часто забывают, что важнейшим фактором, влияющим на качество интонации, является исполнитель. Если в случае со скрипкой его роль всем очевидна, то с гитарой так бывает далеко не всегда. Проценты в данном случае весьма условны, но, я бы сказал, что при игре на гитаре точность интонации зависит от исполнителя процентов на 50-60. Многих такое утверждение возможно и удивит. «Ну как же, — возразят они, — есть струна и есть лад, на котором мы эту струну прижимаем. Что уж тут настолько сильно может зависеть от человека?» Попробуем разобраться, каким образом гитарист влияет на качество строя.


• Выбор гитары


Первое, о чём следует упомянуть — это выбор гитары. Без преувеличения можно сказать, что на этом этапе исполнитель закладывает основу своей будущей интонации. Как ни странно, зачастую при выборе инструмента для музыкальной работы на качество строя обращают недостаточное внимание. Среди гитаристов есть некое поветрие, заставляющее в первую очередь обращать внимание на громкость, далее на тембр (как его понимают), но пренебрегать важностью качественной интонации. Нередко можно встретить гитариста, имеющего звания и регалии, но при этом в своей исполнительской деятельности мирящегося с откровенно плохой интонацией своего инструмента.


• Настройка


Следующим фактором в этом ряду является настройка. Беря в руки гитару, настроенную другим человеком, почти всегда исполнитель начинает подстраивать (или, что случается не так уж редко, расстраивать) её «под себя». Связанно это с тем, что люди слышат по-разному. Чтобы понять, почему это происходит, следует разобраться в том, что именно они слышат? Мы уже говорили о негармоничности обертонов и о том, что сравнивая и настраивая между собой две ноты, мы, по сути, сравниваем и настраиваем два обертоновых аккорда. Какие именно звуки этого «аккорда» слышит, выделяет и учитывает при настройке конкретный человек, обусловлено индивидуальными особенностями его слуха. При этом нельзя забывать, что этот «аккорд» (тон с обертонами) продлён вверх на несколько октав, а у многих людей есть ярко выраженные частотные особенности восприятия звука. То есть нижние, средние и верхние составляющие обертонового аккорда люди слышат с разной степенью отчётливости. В силу этого настройка инструмента разными гитаристами несколько отличается. Конечно же, настраивая гитару, музыкант не думает ни о каких верхних, средних и прочих частотах. Изменения степени совпадения между собой различных групп обертонов настраиваемого интервала воспринимается гитаристом (и слушателем) как изменение характера звучания (1). То есть, настраивая гитару, мы настраиваем в том числе и её тембр. Конечно лишь в некоторой степени, но это важный штрих, который наряду с подбором струн и звукоизвлечением создаёт характерное, индивидуальное для данного музыканта звучание.

Исходя из сказанного, хочется также упомянуть о порочности распространённой практики настраивать гитару с помощью тюнера. Почему это плохо? Во-первых, тюнер показывает только нижний (самый интенсивный) звук ноты, но не обертона. Настраивая две ноты между собой, тюнер настраивает основной тон одной ноты с основным тоном другой, без учёта обертонов. Человек же слышит эти две ноты с обертонами как два обертоновых аккорда и при настройке способен учитывать негармоничность обертонов, характерную именно для данной гитары. При этом слух исполнителя, в отличие от тюнера, воспринимает настройку как сумму совпадений целого ряда тонов, содержащихся в интервале. Это означает, что при высокой квалификации музыканта, его настройка «ушами» всегда будет стройнее, чем настройка по тюнеру. Ну и второе: настраивая тюнером, мы отказываемся от попытки создать индивидуальную, присущую только нам, интонацию. Тюнером можно пользоваться, настраивая первую струну, остальные же лучше и точнее настраивать «на слух».


(1) [Речь в данном случае идёт о вариантах профессиональной настройки.]


• Ошибки в настройке


Стоит также отметить целый ряд ошибок, часто встречающихся при настройке гитары. Их можно объединить в одну: пренебрежение фактом, что гитара инструмент темперированный(2).


В темперированном строю точными являются только октавы и унисоны, остальные интервалы имеют некоторую, сравнительно небольшую погрешность, к которой за столетия существования темперации большинство музыкантов и слушателей привыкло. А вот попытки настроить, например, чистую (не темперированную) квинту или большую терцию, приводят к уже заметному нестрою в других интервалах. Порочна и часто встречающаяся практика настраивать по квинтовым и квартовым флажолетам. Потому что забывают, что флажолет — часть натурального звукоряда, и настроенная по нему соседняя струна будет иметь ощутимую погрешность при прижатии на ладах, так как лады гитары разбиты в рамках равномерно темперированного строя. При настройке можно пользоваться октавными флажолетами, так как октавы одинаково точны, как в натуральном, так и в темперированном строях.


Исключением может быть встречающаяся у выдающихся музыкантов практика настройки гитары в расчёте на конкретную пьесу и преимущественно встречающиеся в ней интервалы (и аккорды), точности которых в рамках данного произведения придаётся большее значение. При этом иногда подразумевается готовность закрыть глаза на неизбежную, в рамках такого подхода, большую погрешность некоторых других интервалов (3).


Часто встречающаяся практика настраивать струну по соседней не так уж плоха, но в этом случае, во избежание накопления погрешности, полезно в итоге проверить их все по одной и той же, например, по первой.


(2) [Литературы, посвящённой темперации немало, но, поскольку далеко не все её читают, попробую на простом примере, буквально в нескольких словах, пояснить, что же это такое. Возьмём для примера от ноты «до» чистую (то есть не темперированную) квинту вверх, получив при этом ноту «соль». Далее, от этой «соль» продолжим вверх чистую кварту. В результате мы получили ноту «до» на октаву выше предыдущей. Но если мы сравним полученную ноту, с той, от которой мы начинали строить эти интервалы, то увидим, что точность полученной таким образом октавы далека от совершенства. То есть сумма интервалов квинты и кварты оказывается лишь приблизительно равной октаве. И это справедливо для всех комбинаций интервалов, а значит, что при попытке выстроить ноты инструмента в «чистом» строю, мы столкнёмся со множеством подобных нестыковок. Становятся понятными сложности настройки, особенно инструментов с фиксированным звукорядом. Так вот, темперация — это выравнивание погрешности внутри октавы таким образом, чтобы интервалы, имея минимальную погрешность строя между собой, в сумме давали точную октаву. В этом случае удаётся согласовать даже звучание интервалов инструмента, имеющего несколько октав. Конечно, музыканты далеко не сразу согласились и приняли такой вариант настройки, когда все интервалы внутри октавы имеют некоторую погрешность, но развитие и усложнение музыки просто потребовало этого. Кстати, Иоганн Себастьян Бах был сторонником новой на тот момент системы настройки, и, написанный им специально для неё «Хорошо Темперированный клавир», возможно было исполнить только в темперированном строю.]


(3) [Такого рода настройку использовал Андрес Сеговия.]


• Технология


Пришла очередь поговорить о том, как исполнительская техника влияет на качество строя гитариста.


В первую очередь это касается левой руки: излишнее передавливание струны или сдвиг её в сторону сильно искажают интонацию. Особенно заметно это проявляется в верхних позициях, так как рабочая длина струны там меньше, передавливание и сдвиг приводят к значительному завышению ноты. Действия левой руки должны быть выверенными и точными, прижатие струн требует минимального усилия, достаточного для чёткой фиксации струны на ладах, но не более. Это довольно сложная технически-интонационная задача для гитариста, но вряд ли она сложнее, чем аналогичная задача скрипача, у инструмента которого ладов и вовсе нет. Частой проблемой гитаристов является то, что многие начинают учиться играть на посредственной, совершенно не строящей гитаре. На таких инструментах, техника левой руки мало влияет на интонацию, так как в этом случае гитара сама по себе звучит настолько грязно, что сдвиг или передавливание струны исполнителем, способно изменить немногое. На фоне высокой негармоничности звучания самого инструмента, погрешностей прижатия струн гитаристом просто не заметно. Игра на таких гитарах часто приводит к небрежному отношению к исполнительской технике, закрепленному многолетней привычкой. Позже, при смене инструмента на профессиональный, гитаристу приходится либо переучиваться, на что уходит много времени и сил, либо уже окончательно смиряться с неточной интонацией.

Если влияние на точность строя левой руки обычно не вызывает сомнения, то роль правой для многих менее очевидна. Тем не менее, техника звукоизвлечения, то есть техника правой руки, влияет не только на характер обертонов (тембр), но и на степень их негармоничности (строй). Ведь контактируя со струной, а при посредстве струны и с корпусом гитары, исполнитель значительно влияет на степень согласованности, то есть гармоничности его колебаний. Выше уже говорилось о том, что в делящейся струне возникают напряжения, которые приводят к некоторому искажению тонов. Степень и характер данных напряжений помимо прочих факторов, зависит в том числе и от звукоизвлечения. Нетрудно догадаться, что излишнее (или неправильно приложенное) усилие, приводит к увеличению внутренних напряжений в струне и, как следствие, усилению степени негармоничности обертонов.


Звукоизвлечение — тема тонкая и сложная, требующая полноценного диалога с собеседником. Отмечу лишь, что одной из основных проблем здесь являются так называемые «зажимы» (излишки мышечного напряжения в кисти, плече, спине), которые приводят к снижению контроля над точностью движения при извлечении звука, а это, в конечном счёте, сказывается не только на качестве тембро-динамической палитры звучания, но и на степени негармоничности обертонов.


• Парадоксы строя


Стоит также рассказать о некоторых парадоксах, связанных со строем гитары. Первое, довольно часто встречающаяся явление, которое можно отнести к такого рода парадоксам, это то, что при смене гитары на инструмент более высокого класса (и соответственно качества строя) исполнителю зачастую бывает значительно труднее его настроить. Такое, на первый взгляд, неожиданное и непонятное явление, объясняется довольно просто. У посредственного инструмента шумовые и негармонические призвуки являются как бы постоянно присутствующим звуковым фоном, в значительной степени маскирующим неточности интонации. Вернее этот фон, иногда даже вкупе с откровенными биениями между обертонами, сам по сути является неточностью интонации. Никакая точная подстройка не способна принципиально изменить ситуацию, её (подстройку) просто «не слышно» на таких гитарах. На инструменте, строящем более качественно, и с отсутствующим (во всяком случае небольшим) шумовым и негармоническим фоном, интонационные шероховатости, связанные с неточно настроенной струной, значительно лучше слышны, и возникает необходимость более тщательной и точной настройки, так как относительно общего чистого звучания инструмента малейшее отклонение строя явственно слышно. Зачастую это означает, что гитарист практически заново учится настраивать.


• Мера ответственности


Следующим обстоятельством, которое можно отнести к парадоксам строя, является уже упомянутый выше факт, что на инструменте высокого класса действия гитариста значительно больше влияют на качество интонации, (как собственно и на тембр и оттенки громкости). При этом возрастает личная мера ответственности исполнителя за строй гитары, что, кстати, профессионально не готовых к этому исполнителей может ставить в неудобное положение. Поясню: инструмент посредственный имеет значительные погрешности строя практически в фоновом режиме. Все усилия исполнителя могут этот «нестрой» лишь несколько уменьшить, но не убрать полностью. В силу этого гитарист привыкает к тому, что особенности его моторики мало влияют на точность звучания нот. Годами играя на таком инструменте, исполнитель зачастую перестаёт замечать этот нестрой. Получив же гитару строящую намного более точно, он сталкивается с тем, что его действия способны заметно влиять на качество интонации. Причём влиять точечно: не настроил струну, пережал её — всё это на общем фоне более чистого звучания инструмента приводит к чётко слышимым погрешностям. Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, довольно ярко иллюстрирующей сказанное. Знакомый гитарист, сменив инструмент на профессиональный, неожиданно удивил меня разговорами о проблемах строя своего нового инструмента. Слышать это было странно, тем более что мне знакома его предыдущая гитара, звук которой изобиловал шумовыми и негармоническими призвуками. При взятии одной ноты мы слышали как минимум три, причём с заметными неравномерными биениями между собой. При этом жалоб на строй той гитары у него не было. Новый же инструмент имел все признаки профессионального, в том числе достаточно чистое и чёткое звучание. И вот мы присутствуем на импровизированной экспертизе: вышеупомянутый гитарист играет на своём новом инструменте, и, как нетрудно догадаться, в его игре проявляется весь «джентельменский» набор ошибок, начиная от неправильной настройки и заканчивая вышеописанными дефектами техники игры. По счастью, присутствующий на мероприятии его более профессиональный коллега, качественно настроив гитару и сыграв несколько фрагментов и аккордов особенно проблемных у первого гитариста, спросил: « -Ну как, строит?», « — Да, стало лучше», неохотно признал первый. Дальнейшее в таких случаях зависит от конкретного человека. Один, поступившись мелким самолюбием, начнёт менять подход к исполнительству и постепенно добьётся качественной профессиональной интонации. Другой же, помыкавшись на непривычной для него гитаре, которая, что называется, «палит» его профессиональные недостатки и буквально заставляет учиться играть надлежащим образом, снова сменит инструмент на более привычный, непрофессионально-грязно звучащий, вернувшись к тому, от чего пришел. Тем более, что в гитарной среде, интонационно-несовершенное звучание, к сожалению, не такая уж редкость.

Безусловно, мне ближе первый подход. Я также прошел через подобные этапы личного развития и как профессиональный мастер и как гитарист-любитель. Сделав качественный рывок в работе гитарного мастера, иногда требовалось какое-то время, чтобы научиться по-настоящему точно настраивать свой собственный новый инструмент. К слову сказать, техника звукоизвлечения за последние годы также претерпела значительные изменения. Следуя за изменениями в отзывчивости и качестве управления инструментов, она из силовой и агрессивной постепенно превратилась в более непринуждённую, свободную. Основываясь на опыте, могу утверждать определённо, это вовсе не преувеличение, одна и та же гитара в разных руках может строить, как вполне профессионально, так и совершенно неудовлетворительно.


• Отход от точности


Расскажу ещё об одном парадоксе гитары. При наличии точности и цельности строя, у музыканта появляется дополнительный выразительный ресурс, а именно — отклонение от точности. Дозировано изменяя интонацию, например, подтягиванием струны, можно в некоторых местах произведения добиваться определённого звучания. Восприятие этого звучания зависит от контекста данной пьесы, но чаще всего оно слышится как более напряженное, тревожное. Подобный штрих по-настоящему эффектен только при общем точном и цельном звучании, так как лишь в этом случае реально заметен и контрастен. Он требует не столько технического, сколько художественного мастерства. В качестве яркого примера можно привести гениальное исполнение «Аранхуэского концерта» Пако де Лусией, где музыкант используя описанный приём, усиливает драматизм средний части произведения.


В заключительной, третей части статьи речь пойдёт о связи качества строя с эстетикой звучания инструмента…

Статьи
Made on
Tilda