Журнал

ПРОБЛЕМЫ СТРОЯ В ГИТАРНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Возможно, кто-то из читателей уже знаком с моими статьями, посвященными творчеству таких мастеров, как Сантос Эрнандес, Герман Хаузер и Испанской Школе изготовления гитары. Тема этой статьи также связана с инструментоведением, но на этот раз я несколько изменил подход, и рассматриваться будет не работа конкретного мастера, а такой важнейший в музыкальном исполнительстве фактор, как качество строя инструмента. В данной статье я попытаюсь проанализировать распространенные причины интонационных погрешностей гитарного исполнения, а также проследить связь качества строя с такими аспектами исполнительства, как эстетика звучания и музыкальная выразительность. Статья адресована гитаристам и педагогам.


• Строит ли гитара?


Качество строя гитары — одна из довольно часто обсуждаемых и дискуссионных тем. Расхожим и укоренившимся мифом является мнение, что классическая гитара строит значительно хуже многих других инструментов и, строго говоря, по-настоящему точно строить в принципе не может. На мой взгляд, это довольно вредное заблуждение, прививающее гитаристу комплекс неполноценности и, увы, многими исполнителями использующееся как индульгенция, дающая право на плохую интонацию. При этом возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, очевидно, что есть целый ряд гитаристов, чьё исполнение помимо прочих достоинств радует нас в том числе и хорошей интонацией. Эти, не такие уж редкие примеры, дают нам право говорить, что гитара способна строить на высоком профессиональном уровне. С другой стороны, качество строя многих и многих, подчас даже знаменитых и статусных исполнителей, зачастую действительно бывает не на высоте. Не требует дополнительного обсуждения тот факт, что плохо строящая гитара мешает развитию слуха и художественного вкуса играющего на ней (и, разумеется, слушателя), затрудняет ансамблевую работу. Сторонники того мнения, что гитара фатальным образом неспособна давать точные интервалы, часто ссылаются на темперацию. Действительно, строй гитары темперирован, и она строит или, если хотите, не строит, так же как и остальные темперированные инструменты с фиксированным звукорядом (1). Периодические сравнения по этому параметру гитары с каким-нибудь другим инструментом, например, с фортепиано, (не в пользу первой конечно), связанны с тем, что обычно предпочитают сравнивать ухоженный концертный рояль с гитарами невысокого класса. У фортепиано, имеющего огромное (по сравнению с гитарой) количество струн и конструктивных деталей, имеются свои постоянные проблемы, в том числе и со строем. Даже такой большой плюс как широкий диапазон именно в плане точности строя создаёт дополнительные затруднения. Строго говоря, по-настоящему хорошо, как правило, строят только концертные рояли лучших фирм, за которыми постоянно следят высококвалифицированные настройщики, каковых (как фортепиано, так и настройщиков) по словам моего знакомого фортепианного мастера, не так уж много. Основная же масса роялей и пианино строит с известной долей приближения, что, однако, не мешает любить и ценить этот инструмент. Почему же качество строя гитары так часто вызывает нарекание, и какие именно причины влияют на интонацию? Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев факторы, влияющие на точность строя гитарного исполнения.


(1) [Исключительные случаи так называемого абсолютного слуха, для которого темперированный строй является нестерпимым нарушением гармонии в данной статье не рассматриваются.]


• Лады:


Как правило, в связи со строем инструмента прежде всего вспоминают о ладах, точнее об их расположении на грифе гитары, и, при рассмотрении причин дефектов строя, часто этим и ограничиваются. Лады действительно играют важную роль в этом вопросе, но не следует забывать, что в наше время развитых технологий даже средней руки фабрика имеет средства и оборудование, позволяющие достаточно точно разместить их на грифе гитары, не говоря уже о профессиональных мастерах с хорошей столярной техникой. Небольшие индивидуальные различия в расположении костяных порожков, встречающиеся в гитарах разных изготовителей, связаны с особенностями распределения упругости и высотой струн над грифом конкретного инструмента (2). В тех сравнительно нечастых случаях, когда гитара строит неточно именно из-за ладов или порожков, исправить положение не так уж сложно, уж во всяком случае это возможно. Но проблема заключается в том, что в большинстве случаев причиной недостатков строя гитары являются вовсе не лады. Фактор, который в реальной практике значительно чаще оказывается причиной дефектов строя, это качества резонансов корпуса гитары, это качества резонансов корпуса гитары.

(2) [Небольшие отклонения от математически расчётного при расположении костяных порожков гитары так называемые припуски используются для компенсации дополнительного натяжения струны при прижатии её на ладах.]


• Обертона:


Для того, чтобы понять, каким образом резонансы корпуса влияют на строй гитары, необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных со звукообразованием, и первое, с чего мы начнём — это колебания струны и обертона. Дело в том, что помимо основного тона, который и даёт название ноте, в звуке музыкального инструмента присутствуют обертона, образующиеся благодаря делению колеблющийся струны на части. Обертона находятся в определённом интервальном соотношении как с основным тоном, так и друг с другом. На иллюстрации показаны формы колебания струны (3);

(3) [А.В. Волошинов «Математика и искусство».]

Проблемы строя в гитарном исполнительстве. Часть первая., изображение №1

Первая форма — это основной тон. Его образует колебание струны целиком. 2) Деление струны пополам составляет октаву от предыдущей формы колебания. 3) Следующее деление струны на три части — образует квинту от предыдущей октавы. 4) Делясь на четыре части, струна образует интервал кварты от предыдущий квинты. 5) При делении на пять частей струна образует большую терцию от предыдущей кварты. 6) Шестой и пятый обертона образуют между собою малую терцию. Все консонансы натурального звукоряда заключены в первых шести гармониках, образуемых колебаниями струны. Стоит заметить, что с повышением номера гармоники степень консонантности интервалов убывает. 7) Седьмой обертон с шестым составляет нечто промежуточное между большой и малой терцией. Благозвучным его не назовёшь, но учитывая то, что на мелких колебаниях амплитуда струны значительно снижается, а, соответственно, снижается и громкость обертонов, которые эти колебания производят, то седьмой обертон, будучи значительно тише предыдущих, вносит лишь некую остроту, краску в спектр звучания гитары. Вообще в формируемом струной звукоряде таких «междутоновых» звуков несколько: в добавок к седьмому это ещё 11, 13 и 14 обертон, последний является октавным удвоением седьмого. В натуральном звукоряде присутствуют также интервалы большой и малых секунд. Наличие в естественном спектре струны таких мало-консонансных интервалов как секунды и малопонятных и неблагозвучных «междутоновых» звуков, для которых даже не придумано названия, на мой взгляд, глубоко символично, и имеет в том числе и философское значение. Жизнь не соткана только из хорошего и красивого. Прекрасное перемежается с безобразным, да и добро мы можем по-настоящему понять и оценить, только сравнивая со злом. Музыка, как и искусство в целом, это отражение жизни, размышление над нею, переосмысление. Чтобы это музыкальное размышление не страдало однобокостью, звучание исполнителя должно иметь все грани и оттенки. В случае с гитарой, звучание, формируемое колебаниями струны, является художественным ресурсом исполнителя. Консонансы (нижняя часть обертонового спектра) — значительно громче. Именно в этом закон колебания струны, по сути, закон природы, совпадает с человеческими устремлениями, когда хочется, чтобы красоты и добра было больше. Но реальность сложнее и многограннее. Присутствие в спектре звучания диссонансов позволяет музыканту отразить жизнь во всей её полноте и разнообразии. Гитара — один из тех инструментов, на котором, благодаря прямому доступу к струне (без посредства молоточка или смычка), имеется максимальная возможность управлять относительной громкостью обертонов, по сути, тембром инструмента.


В качестве иллюстрации многогранности и относительности добра и зла стоит сказать, что предоставляемая гитарой свобода звукотворчества — безусловное добро для настоящего музыканта. Тем не менее, для некоторых профессионально неподготовленных исполнителей этот излишек свободы оборачивается их неспособностью добиться от инструмента качественного звучания, то есть злом. Зачастую лишь спасительные возможности современной звукорежиссуры позволяют таким гитаристам продолжать карьеру «музыканта».


Возвращаясь к основной теме статьи подытожим: извлекая из инструмента ноту, мы фактически получаем целый аккорд (основной тон вместе с обертонами), слушая интервал мы реально слышим и сравниваем два обертоновых аккорда. Степень погрешности строя обертонов внутри ноты-аккорда, называют — негармоничностью обертонов. Определённая минимальная негармоничность обусловлена самой природой колебания струны, ведь при делении на части колеблющаяся струна изгибается, и возникающие в ней при этом напряжения приводят к некоторому искажению тонов. Но негармоничность, вносимая струною (подразумевается качественная струна), сравнительно небольшая, основное же искажение даёт корпус гитары.


• Корпус инструмента:


Дело в том, что слушая звучание гитары, мы слышим не колебание струны (у поверхности которой слишком маленькая площадь), мы слышим колебание раскачиваемого струной корпуса гитары (4). Как бы точно не звучала струна, корпус, преобразовывая её колебания, искажает их. Насколько и как он искажает колебания струны, зависит от класса инструмента (и от звукоизвлечения). Если быть до конца точным, то класс инструмента определяется способностью его корпуса усиливать колебание струны с минимальным искажением. Этот фактор формируется мастером путем настройки резонансов дек, которые, будучи приклеенными к обечайкам, и составляют корпус гитары. Именно степень согласованности работы резонансов корпуса и объёма воздуха, заключённого внутри него, влияют на все качества инструмента, в том числе на чистоту строя.


(4) Если быть совсем точным, то мы слышим колебания воздуха, который доносит до уха вибрацию корпуса инструмента.


На рисунке показаны некоторые формы колебаний резонансов верхней деки.

Erik Jansson «Acoustics for violin and guitar makers».

Проблемы строя в гитарном исполнительстве. Часть первая., изображение №2

В случаях, когда искажения, вносимые резонансами корпуса, значительны, слух воспринимает это как недостаток строя гитары, и никакими манипуляциями с ладами и порожками это не исправить. Иногда искажения бывают настолько велики, что дефекты строя слышны не только в интервалах, но и в отдельно взятых нотах (в этом случае мы слышим погрешности строя между обертонами ноты). Исполнителю, стремящемуся к профессиональному результату, необходимо при приобретении гитары, обратить внимание на эти факторы, так как многие дефекты строя, такие как наличие негармонических и шумовых призвуков, неустойчивость в послезвучии (когда точная в начале нота в дальнейшем изменяется по высоте, как бы «плавает») обусловлены прежде всего именно качеством работы корпуса гитары.


Но и это ещё не всё. Проблема качественного строя в гитарном исполнительстве не ограничивается только инструментом. Вопрос гораздо шире и сложнее. Даже обладание гитарой высокого класса не гарантирует, что интонация исполнителя будет образцовой, так как многое зависит от его личного мастерства и профессионализма. Исполнитель действительно способен серьёзно влиять на интонацию. Один и тот же инструмент в руках одного гитариста может строить профессионально, а в руках другого вызывать серьёзные нарекания по качеству строя. Этот вопрос, а именно «человеческий фактор», влияющий на точность строя, мы рассмотрим в следующей части.

Статьи
Made on
Tilda