• Эстетика
Чем дальше заходит обсуждение строя гитары, тем в большей степени приходит понимание важности данного вопроса. Качество строя неразрывно связано с эстетикой звучания, то есть с качеством тембра. В чём именно заключается эта связь? Давайте спросим себя, а чем вообще отличается музыкальный звук от немузыкального? Прежде всего степенью упорядоченности, то есть внутренней организованностью всех компонентов звучания. Звук неупорядоченный мы воспринимаем как шум. Для того чтобы стало возможным определить высоту звука, он должен иметь определённое количество колебаний в секунду, а это и есть начало упорядоченности. Но даже наличие определённого количества колебаний в секунду, уже позволяющее определить высоту звука, ещё не делает его музыкальным, пока это просто звуковой сигнал. Чтобы этот сигнал стал подлинно музыкальным звуком, помимо основного тона он должен содержать другие компоненты звучания – обертона. Более того, важна внутренняя организация этих компонентов звучания. Высота ноты с плохо состроенными обертонами идентифицируется гораздо хуже. В случаях высокой степени негармоничности (т.е. нестроя) обертонов они воспринимаются как шумовой призвук. Гармоничность (или точность строя) обертонов воспринимается как более упорядоченное звучание.
Выстроенность обертонов даёт ещё один плюс: при высокой степени гармоничности интервалы имеют хорошо узнаваемый рисунок звучания. Как рассказывал один мой коллега — гитарный мастер, в музыкальной школе на уроках сольфеджио их учили распознавать взятые на рояле интервалы с чётко узнаваемым характером. Для наглядности учитель приводил образные сравнения. Например, кварты по его словам «каркали». Но вот в звучании интервалов взятых на гитаре, в отличие от качественного рояля и скрипки, не было столь чётко узнаваемого рельефного звукового рисунка. Позже выяснилось, что на некоторых гитарах этот характерный рисунок всё же слышен, и его наличие можно использовать как безошибочный критерий, позволяющий определять класс качества инструмента.
Наблюдения моего коллеги абсолютно верны: слияние упорядоченных по высоте обертонов двух взятых одновременно нот образует чёткий, хорошо узнаваемый для каждого конкретного интервала рисунок. При меньшей гармоничности мало организованно звучащие обертона интервала, смешиваясь между собой, образуют хаотизированную «кашу», и интервал, теряя характерный для него рисунок звучания, становиться заметно хуже узнаваем (1). То есть, при восприятии музыкального звука, эстетика, как отдельной ноты, так и интервалов, а равной степени и аккордов, тесно связаны с качеством строя. Конечно, это не единственный фактор, определяющий красоту звучания, но один из важнейших.
В дополнение к сказанному замечу, что далеко не случайно многозначное слово «интонация» имеет такие не совпадающие на первый взгляд значения как «воплощение художественного образа музыкальной фразой» и «степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений» (то есть фактически точность строя). Ведь в воплощении художественного образа музыкальной фразой, помимо артикуляционных, агогических исполнительских штрихов, заметную роль играет степень акустической точности тонов. Мелодия, а равно и гармония — это в том числе и набор интервалов. А художественное восприятие музыкального интервала заметно меняется в зависимости от степени его точности.
(1) [Степень узнаваемости и рельефность характерного рисунка интервала, связанная, как с организованностью, так и с интенсивностью звучания обертонов, действительно один из характерных признаков качественного инструмента. И если в басу, где обертоника интенсивнее, такой рисунок звучания может иметь сравнительно широкий круг инструментов, то сохранение характерного рисунка в интервалах верхнего регистра — признак инструмента выдающегося ].
• Не бойтесь совершенства!
При обсуждении темы строя инструмента мне приходилось слышать такое возражение: «Должны быть разные гитары, и грязно звучащие тоже, ведь в музыке, как и в жизни, всё не однозначно, да и, в конце концов, если гитара не имеет некоторой степени негармоничности, она будет звучать скучно, как синтезатор». Возражение нелепое, даже дилетантское по своей сути. Во-первых, живой акустический инструмент, в отличие от синтезатора, всегда имеет какой-то уровень негармоничности. Прежде всего из-за изгиба и связанных с этим напряжений в делящейся на части струне. А также из-за некоторой неравномерности внутреннего строения, присущей древесине, из которой сделан корпус инструмента. Погрешности конструирования тоже вносят свою лепту. Здесь уместно процитировать Сальвадора Дали: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь». Во-вторых, в самом спектре звучания струны присутствуют мало-консонансные интервалы, которые естественным образом разнообразят характер звучания гитары. При этом (это принципиально важно!) не нужно путать мало–консонансные (или диссонансные интервалы) и просто нестроящие. Например, секунда, особенно малая, безусловный диссонанс, но это не исключает необходимости точного строя этого интервала. Более того, на практике мы знаем, что нестроящий консонанс — это «цветочки», а вот нестроящий диссонансный интервал — прямо таки наказание для слуха. Сравните, например, нестроящую октаву с нестроящей секундой, разница что называется «на лицо»: в интервале секунды даже небольшой дефект строя приводит к заметному ухудшению тембра, а значительный — к превращению её из музыкального интервала практически в шум.
• Философия и «философия» звука
Разбирая данный вопрос, мы натолкнулись на объяснение причин широко распространённой практики извлекать звук движением пальца вдоль струны. Таким способом срезается верхняя, менее консонансная часть спектра звучания. Ведь в посредственных инструментах, из-за высокой степени негармоничности обертонов, верхняя часть спектрального состава струны способна в значительной мере ухудшать качество звучания. Извлекая звук подобным способом, гитарист заметно снижает относительную громкость верхних частот, оставляя только несколько ближайших к основному тону консонансных обертонов. Звучание при этом безусловно обедняется, а его драматургические возможности значительно уменьшаются. Инструмент высокого класса с хорошо состроенной и сбалансированной обертоникой не нуждается в подобных ухищрениях (2). Хорошо выстроенные верхние тона его спектра сбалансированные консонансными гармониками формируют насыщенный, яркий, полный глубокого драматизма звук, способный передавать глубочайшие эмоции и тончайшие оттенки. Но зачастую гитарист, привыкший на посредственном инструменте смягчать высокую негармоничность звучания движением пальца вдоль струны (3), даже, получив в руки инструмент высокого класса, продолжает привычно срезать верхние частоты. Сформировалось даже чуть ли не «философия» такого,с позволения сказать, «мягкого» гитарного звучания. Странно только, что при этом забывается казалось бы простая вещь: музыка разнообразна и требует такой же максимально разнообразной палитры, гаммы выразительных средств. Урезанный частотно движением пальца вдоль струны звук, бывает органичен лишь при исполнении отдельных фрагментов музыкального произведения, в большинстве же других случаев ему не хватает выразительности, драматизма (4). Субъективно он зачастую воспринимается как недостаточно громкий. Гитарист же вместо пересмотра тембровой палитры своего исполнения занимается поисками какой-то особой громкости, забывая о том, что при подобном характере звучания добиться впечатления большой силы звука очень сложно.
(2) [Именно по этой причине, как многие, наверное, замечали, на топовых инструментах игра возле подставки, при которой громкость обертоники максимальна, приводит не к ухудшению тембра звучания, а изменению его качественно, звук становиться значительно более плотным, насыщенным и экспрессивным.]
(3) [Есть и другие способы смягчать звучание, например, злоупотребление игрой на розетке (Sul tasto).]
(4) [О том почему в гитарном исполнительстве так важна яркость, насыщенность звучания я уже подробно писал в статьях посвященных Сантосу Эрнандесу и Герману Хаузеру.]
• Инструмент
Уже не в первый раз в этой статье, инструмент посредственный противопоставляется инструменту высокого класса. Это не случайно, так как по многим своим характеристикам это действительно совершенно разные инструменты, требующие, соответственно, и разного подхода. Зачастую переход к гитаре высокого класса фактически означает, что многим вещам придется учиться заново. Поскольку речь зашла об инструментах как таковых, а мне как гитарному мастеру эта тема близка, позволю себе высказать несколько соображений на этот счёт.
Начнём с того, что вопреки распространённой практике пренебрегать данным вопросом, качество строя — это одна из базовых, основополагающих характеристик инструмента, причем не какого-то сверх-высокого уровня, а нормального, претендующего называться профессиональным. Если же говорить о гитаре (равно как и исполнителе) действительно высокого класса, то чистая и точная интонация — это один из характерных признаков такого инструмента (и исполнителя). В некоторых своих проявлениях законы эстетики неумолимы: по-настоящему крупный музыкант не будет играть на плохо строящем инструменте. При этом следует помнить, что «крупный музыкант» — это не герцогский титул, с ним не рождаются. Талантливый человек, попадая к разным педагогам и в разное окружение, может стать как серьёзным и интересным музыкантом, так и очередным раскрученным лауреатом международных конкурсов. Качество инструментов, на которых он работает, вносят в процесс формирования его личности важнейшую лепту. Наблюдая за становлением и развитием исполнителей, я замечал, как в процессе профессионального совершенствования у гитариста возрастают требования к различным аспектам звучания, среди которых далеко не на последнем месте и интонационная точность. Развивающийся вкус и слух начинает находить изъяны в качестве строя тех инструментов, которые ещё несколько лет назад казались вполне удовлетворительными.
Подытоживая сказанное, замечу, что в случаях когда мы слышим неравномерное послезвучие («плавающие ноты»), неравномерные биения в интервалах или отдельных нотах, высокую степень негармонических и шумовых призвуков, напоминающих плохое вибрато, мы должны понимать, что перед нами посредственный инструмент, и никакие другие, мнимые или реальные достоинства такой гитары этот недостаток не перевесят. Общаясь на эту тему с гитаристами, я несколько раз слышал возражения типа: «У гитарной публики слух в отношении строя не очень избалованный и требовательный, так что не имеет смысла придавать этому большое значение». Такое заявление, пожалуй, не имеет смысла комментировать, хотя иногда не удержишься и ответишь: «а вдруг на Ваш концерт придут не гитаристы?».
• Здоровье
Ещё несколько лет назад я, пожалуй, не рискнул бы заговорить на тему, о которой сейчас пойдёт речь. Если всё изложенное до сих пор, хотя и нельзя назвать широко известным, тем не менее, при наличии доброжелательного диалога, достаточно легко объясняется и аргументируется, то тема этого раздела несколько сложнее, пускай читатель воспринимает её, ну скажем, как дополнение, не входящее в основной текст статьи.
Довольно давно я заметил, что играя на инструменте высокого класса или слушая его, у меня улучшается самочувствие. Наступает комфортное и приятное, прямо таки физически ощущаемое состояние, как при просмотре хорошего фильма, общении с приятными людьми, красивой девушкой, созерцании природы, архитектуры. Для этого нужно отвлечься от всего постороннего и внимательно слушать звучание инструмента. Конечно, при этом подразумевается хорошее звукоизвлечение и достойное исполнение, но, на самом деле, при высоком эстетическом уровне звучания гитары бывает достаточно просто взять несколько звуков (нот или аккордов). Речь, конечно, идёт не только о хорошем строе, но уже и о эстетическом уровне инструмента. Но качество интонации принципиально важно, так как при дефектах строя об эстетике говорить не приходится. Эффект работает и в обратную сторону: при высокой степени негармоничности звучания гитара «давит на уши» и на мозг, от такого звука устаёшь, а при длительном вынужденном прослушивании наступает обратный эффект, хорошо выраженный во фразе: «как будто пыльным мешком по голове». И хотя к нестрою привыкают и перестают замечать, тем не менее, по моим наблюдениям, его отрицательное влияние на самочувствие и даже здоровье лишь смягчается, но не пропадает совсем. Вибрация инструмента, на протяжении многих часов, дней, лет, а то и десятилетий, безусловно сильно воздействует на человека, проводящего с гитарой столько времени. «Долгожители» в исполнительстве — это люди преимущественно играющие на хороших инструментах, в ином случае к 35–40 годам начинаются жалобы на больные руки, спину, шею и прочее. Качество игры исполнителя при этом заметно падает. Гитарист либо благоразумно уходит в «преподавание», либо продолжает выходить на сцену под недоброжелательный шепоток: «Он уже не тот что был». Конечно, инструмент при этом далеко не единственный, но очень значимый фактор. Общее самочувствие, состояние здоровья и качества инструмента, с которым проводишь долгие часы, вещи взаимосвязанные. Здесь я изложил свои личные наблюдения. Что же касается объяснения этому явлению, то в последние годы в интернете появился целый ряд публикаций, в той или иной степени затрагивающие данную тему. Если обобщить и вкратце изложить их суть, то можно сказать следующее: вибрации способны влиять на организм человека, причём, как на внутренние органы, каждый из которых имеет свои резонансы колебаний, так и на внутриклеточном уровне. Гармоничные, то есть высокоупорядоченные вибрации действуют на организм человека благотворно, вибрации хаотичные (в рассматриваемом примере вносимые различными дефектами работы корпуса, струны, помещения, неправильным звукоизвлечением и.т.д.) действуют деструктивно.
Заключение.
Читатель, выдержавший чтение этой статьи, наверное уже понял, что точность интонации исполнителя — это не то, что возникает внезапно по мановению волшебной палочки. Достигаемый профессионализм — это результат длительной и кропотливой работы, зачастую растягивающейся на годы. Впрочем, также как и работа над разнообразием и качеством динамических и тембровых оттенков, ритмом агогикой (5) и другими творческими аспектами исполнения. Качество интонации — неотъемлемая часть художественного образа музыканта, в которой инструмент играет значительную, но всё же далёко не единственную роль. Отвечая на вопрос, поставленный в начале данной статьи: «Строит ли классическая гитара?» — скажу «да». В лучших своих проявлениях безусловно строит, причем на том высоком профессиональном уровне, который предъявляет современное музыкальное исполнительство. То есть принципиально вопрос решаем. На более общем уровне картина довольно пёстрая, и одной из целей написания статьи было обратить внимание на данную проблему. Надеюсь, что вышеизложенное поможет разобраться в затронутых вопросах.
Конец.
(5) [Хочется также предостеречь читателя от слишком прямолинейного восприятия изложенного в статье и напомнить, что качество строя — это лишь один из аспектов исполнительства в ряду многих других, таких как динамический и тембровый диапазон, агогика, артикуляция, ритм и строй, и по объёму внимания ему уделяемого всё же не должен заслонять всё остальное. И уж тем более хотелось бы предостеречь от примера тех, по счастью немногочисленных гитаристов, для которых поиски дефектов строя в инструменте превратилось в занятный спорт. При этом, как ни странно (или, возможно, закономерно), зачастую многие из них, имея часть или даже весь набор исполнительских технологических дефектов, описанных в разделе «Влияние исполнителя», совершенно игнорируют тот факт, что эта же самая гитара в руках большинства коллег строит значительно точнее чем у них.]
Равиль Каримов