Исторический обзор. Обучение на семиструнной гитаре в музыкальных училищах СССР.

Исторический обзор. Обучение на семиструнной гитаре в музыкальных училищах СССР.

В. Г. Маркушевич

(орфография и пунктуация автора сохранена).

Русская семиструнная гитара с соль мажорным строем – национальный инструмент, неразрывно связанный с отечественной культурой, обладающий большими традициями и достижениями, имеющий широкие перспективы в плане художественного развития. В XIX – XXI вв. гитаристы-композиторы создают для этого инструмента неповторимый репертуар (обработки, переложения, авторские пьесы): Игнатц Гельд (1766– 1816), Андрей Сихра (1773 – 1850), Владимир Морков (1801 – 1864), Николай Александров (1818 – 1895), Василий Саренко (1814 – 1881), Михаил Высотский (1791 – 1837), Александр Ветров (1812 – 1877), Матвей Павлов-Азанчеев (1888 – 1963), Владимир Сазонов (1912 – 1969), Владимир Вавилов (1925 – 1973), Сергей Орехов (1935 – 1998), Алексей Агибалов (1940 – 2019), Игорь Петров (1940 – 2021), Алексей Степанов, Александр Вулла, Василий Антипов, Кирилл Волжанин, Александр Миронов, Владимир Нестеров, Дмитрий Соколов и многие другие. Ещё не так давно, этот инструмент в СССР официально преподавался в музыкальных училищах (участники дуэта «Русские гитары» Владимир Сумин и Владимир Маркушевич получили образование как семиструнные гитаристы). На авторском Ютуб-канале https://youtu.be/s_WlEZ0AMOI есть аудио альбом, на котором можно послушать игру отечественных исполнителей XX века. Гитаристы: Михаил Иванов, Матвей Павлов-Азанчеев, Владимир Сазонов, Владимир Вавилов, Борис Хлоповский, Борис Окунев, Юрий Сабанцев, Алексей Агибалов, Анастасия Бардина, Владимир Маркушевич, дуэт Анатолий Косенко и Валентин Сычев, дуэт Игорь Петров и Сергей Коновалов, дуэт Сергей Орехов и Алексей Перфильев достойно представили этот инструмент. Многие из этих гитаристов-исполнителей получили среднее специальное музыкальное образование.

В настоящее время в России в средних и высших музыкальных заведениях нет класса семиструнной гитары и это несправедливо. Несмотря на это ситуация меняется в лучшую сторону. Есть отдельный опыт обучения в училищах на семиструнной гитаре как на дополнительном инструменте: в Казани – заслуженный артист Дагестана и Татарстана Айнур Валерьевич Бегутов и Александр Алексеевич Лаврентьев, в Нижнем Новгороде – профессор Владимир Николаевич Митяков. Гитарист и композитор Сергей Руднев перекладывает на шестиструнную гитару пьесы XIX века из репертуара семиструнной гитары, пишет для семиструнной гитары авторские пьесы. Появился ряд талантливых исполнителей и композиторов, пропагандирующих и развивающих семиструнную гитару, некоторые школьные педагоги преподают этот незаслуженно забытый инструмент. Русская гитара набирает популярность не только у себя на родине, но и за рубежом – проводятся фестивали, записываются компакт диски. Активную работу в этом направлении за рубежом ведут наш соотечественник Олег Тимофеев, проживающий в США, Мортен Фальк из Швеции и их многочисленные ученики. А главное, что этот инструмент интересует музыкантов, посвятивших себя классической гитаре. Примером тому является Летняя школа «Русская гитара 2021», в которой две трети участников, играющих на классической шестиструнной гитаре с нуля, стали осваивать семиструнную.

С февраля по август 2021 г., при поддержке Фонда президентских грантов реализовался Международный проект по обучению на семиструнной гитаре – Летняя школа «Русская гитара 2021». Бесплатное обучение, питание и проживание для участников проекта. Результатом обучения стала запись аудио альбома, в который вошли сольные пьесы, ансамбли и оркестр. Участниками и гостями проекта стали гитаристы из 7 стран мира и 22 городов: любители, начинающие, преподаватели, учащиеся ДШИ и ДМШ, студенты и выпускники музыкальных колледжей и вузов России, иностранные исполнители.

Художественными руководителями проекта были участники дуэта «Русские гитары» Владимир Сумин и Владимир Маркушевич; координатором проекта – Оксана Сумина. Летняя школа проводилась в Подмосковном культурном центре «Лапино-парк» (генеральный директор Юрий Берестников). В Летней Школе «Русская гитара 2021» работали следующие преподаватели: Владимир Генрихович Маркушевич (Москва), Владимир Владимирович Сумин (Москва), а также Евгений Валерьевич Аксёнов (г. Казань). Е.В. Аксёнов был руководителем и дирижёром гитарного оркестра Летней школы. Проект завершился с большим успехом. Многие участники проекта продолжают играть на семиструнной гитаре и настроены на участие в XVI Международном конкурсе-фестивале исполнителей на гитаре «Табула Раса», который пройдёт в марте 2022 г. Директор этого легендарного конкурса Сергей Николаевич Матохин, поддержал и ввел новую номинацию «Семиструнная гитара».

Три исторических факта советского времени. Михаил Федорович Иванов (1889–1953) – русский гитарист-семиструнник, композитор, педагог. С 1938 по 1950 гг. преподавал игру на семиструнной гитаре в Московском музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции (сейчас Музыкальный колледж Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке).

К первому важному историческому факту относится то, что в 1938 г. в СССР в музыкальном училище впервые стали преподавать семиструнную гитару. В 1940 году в училище поступает Лев Александрович Менро (1923 – 1994). В 1941 году началась Великая Отечественная Война с Германией (1941 – 1945), и Лев Александрович после первого курса музыкального училища был призван в Красную Армию и направлен в военное училище. После его окончания служил офицером в действующей армии, был ранен, войну закончил в городе Бранденбурге. В августе 1947 года демобилизовался с военной службы и по возвращении в Москву восстановился в музыкальном училище.

Из письма М.Ф.Иванова к Л.А.Менро (август 1950 г.) [1, с. 674-707] мы узнаем, что итоговый экзамен по гитаре Л.А.Менро сдал в июне 1950 года на «отлично», и после этого классы гитары и шестиструнной, который вёл Петр Спиридонович Агафошин (1874 – 1950), и семиструнной в училище Октябрьской революции были закрыты.

Программа итогового экзамена Л.А. Менро: И.С.Бах «Гавот и Рондо»; А.Дворжак «Славянский танец» ми минор; «Люблю грушу садовую», обр. М.Высотского; Л.Менро «Этюд-тремоло»; М.Глинка «Фуга ля минор». Несколько выдержек из этого письма: «Этим экзаменом завершилось Ваше десятилетнее пребывание в училище, которое вышло очень долгим. К чести Вашей надо сказать, что эти годы не погасили Вашей любви и привязанности к гитаре, Вашей верности и преданности ей. И я, как человек и Ваш педагог, считаю эту Вашу любовь и преданность к гитаре – самым ценным Вашим качеством, от которого зависит и вся Ваша будущая деятельность как музыканта и гитариста. Таких культурных, музыкально грамотных гитаристов-специалистов очень мало в нашей стране, до слез мало. Поэтому надо особенно ценить Ваш выпуск из Октябрьского училища: с Вами связаны надежды и чаяния мои и многих друзей гитары на сохранение и подъем русской семиструнной гитары в нашей стране…» [1, с. 679].

Лев Александрович о занятиях с М.Ф.Ивановым пишет в своей автобиографии (апрель 1992 г.) [1, с. 1123-1128]: «Занятия с Ивановым были для меня всегда праздником. Он не был академическим педагогом с разработанной методикой обучения, с тщательно составленной программой, он просто передавал ученику то, что знал и умел сам, по ходу урока определяя, на что следует обратить внимание, что требует объяснения и т.д. А бывало и так: он брал гитару и начинал играть. А я слушал. Он мог играть и час, и два… И это тоже были уроки» [1, с. 1123].

Вторым важным историческим фактом является открытие в 1960 г. класса семиструнной гитары в Московском музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных (сейчас Музыкальное училище имени Гнесиных при Российской академии музыки имени Гнесиных). Возглавил его Лев Александрович Менро.

Из автобиографии Л.А.Менро: «В июле 1960 г. меня и А.М.Иванова-Крамского(1912 – 1973) пригласили в Министерство культуры РСФСР и предложили возглавить классы гитары – ему 6-струнной в училище при Консерватории, мне – 7-струнной в училище им. Гнесиных. Это было для меня полной неожиданностью. Совмещать поездки с педагогической работой практически невозможно, а бросать исполнительскую деятельность, к которой я так стремился, мне было жаль… Тщательно проанализировав ситуацию, сложившуюся к моменту приглашения меня на педагогическую работу, я пришел к выводу, что причина бедственного положения семиструнной гитары в нашей стране кроется в отсутствии отечественной школы, в отсутствии системы обучения игры на гитаре, короче говоря, в отсутствии профессионализма. После долгих размышлений я решил оставить эстраду и перейти на педагогическую работу. 1-го сентября 1960 года появляются первые ученики – Сергей Орехов и Дмитрий Березовский. В следующем году поступают Борис Окунев и Борис Хлоповский. Через год открывается заочное отделение, на которое поступают Алексей Агибалов, Леонид Кривоносов. За тридцать с лишнем лет училище выпустило свыше 100 гитаристов, и каждый, за редким исключением, нашёл себя в гитаре.

С момента открытия семиструнной гитары прошло 12 лет. В Москве проводится первый Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и исполнителей народной песни. Конкурс огромный – несколько сот человек. Гитаристов среди них несколько десятков. Среди членов жюри представители всех инструментов. Гитару представляем я и Александр Михайлович Иванов-Крамской. После упорных конкурсных баталий, наконец, результат. Победителями становятся Борис Окунев (семиструнная гитара) и Борис Хлоповский (шестиструнная и семиструнная гитара). Оба воспитанники училища им. Гнесиных. На втором конкурсе, проходившем в Ленинграде, лауреатами становятся Александр Фраучи и мой «внук», ученик моего ученика из Ростова-на-Дону Леонида Кривоносова – Юрий Сабанцев. Лауреатами третьего конкурса становятся Анастасия Бардина (7-струнная гитара) и Владимир Терво (6-струнная гитара). Оба воспитанники училища им. Гнесиных. Интересная деталь: на всех трех конкурсах призовые места занимают как 6-струнники, так и 7-струнники. Причем 7-струнники находятся в очень тяжелых условиях по сравнению с 6-струнниками, так как обязательная программа 1-го и 3-го туров рассчитана на 6-струнную гитару. Это говорит о высоком исполнительском уровне гитаристов-семиструнников. Мне довелось быть членом жюри всех трех конкурсов, поэтому я имел возможность наблюдать рост наших гитаристов, повышение их мастерства, усложнение их репертуара, которое происходило от конкурса к конкурсу. Все это радует, однако, у гитаристов еще много проблем, которые надо решать, как по линии исполнительства, так и по вопросам обучения. Но это уже другая тема» [1 , с. 1125-1128].

Леонид Максимович Кривоносов (1936 – 2015) – преподаватель семиструнной и шестиструнной гитары Ростова-на-Дону, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2013). В 1965 году окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных в Москве по классу семиструнной гитары у преподавателя Л.А.Менро. После окончания учёбы вернулся в Ростов-на-Дону, где открыл класс семиструнной гитары, в 1965 году – сначала в ДМШ № 6, а затем, и это является важным третьим историческим фактом – в 1972 году, в Музыкальном училище Ростова-на-Дону.

За почти 50 лет активной педагогической деятельности Леонид Максимович воспитал большое количество гитаристов, многие из которых становились победителями и призерами конкурсов различного уровня, включая и международные, а некоторые стали впоследствии профессиональными исполнителями и преподавателями. Среди учеников Л.М.Кривоносова: Юрий Сабанцев – лауреат 3-й премии II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Ленинграде (1979), Михаил Брагин – лауреат Всероссийского конкурса гитаристов в Ростове-на-Дону (1990), Сергей Анников – лауреат Южно-Российского регионального конкурса исполнителей, Владимир Сумин, Ярослав Смирнов, Сергей Бабарыкин и Роман Хайнецкий – лауреаты Первого Международного конкурса исполнителей на русской семиструнной гитаре им. С.Орехова в г. Жуковском (2008). Л.М. Кривоносов являлся активным участником отечественных гитарных фестивалей, в том числе Первого Международного конкурса исполнителей на русской семиструнной гитаре в подмосковном городе Жуковском 28-29 марта 2008 года, в котором приняли участие сразу 7 его учеников, входил в состав жюри конкурса, выступал в трио с учениками на концерте – открытии, провёл мастер-класс.

Перед этим историческим конкурсом его организатор и автор этой статьи взял интервью у Леонида Максимовича Кривоносова, которое было опубликовано в журнале «Гитаристъ» № 2 в 2008 году (главный редактор Валерий Дмитриевич Волков) [2, с. 27-28]. Ниже приводится небольшой фрагмент этого интервью:

Владимир Маркушевич: Леонид Максимович, расскажите о том, как Вы учились в Москве?

Л.К.: Я, когда поступал в первый раз в училище имени Гнесиных, не был достаточно подготовлен. По специальности было лучше, но теоретические предметы никак. И в первый год я не поступил. И уже на следующий год подготовился более основательно, и уже со второй, что называется, попытки поступил ко Льву Александровичу Менро. Играл я тогда тихим звуком и Лев Александрович много со мной работал, чтобы у меня появился сильный, красивый тон. Требования к учёбе в училище были очень высоки. Со мной учился и Алексей Агибалов, с которым мы до сих пор дружим, несмотря на то, что он живёт далеко, в Киргизии, в Бишкеке. Вместе с ним мы и закончили училище. Только он получил на экзамене по специальности пятёрку, я же пять с минусом. Это был 65 год. Потом я открыл класс гитары в Ростове в школе, потом и в училище, в 72-ом году. Это было очень непросто. На меня смотрели тогда, что называется, в подзорную трубу – гитара была в 60-е годы в загоне. А класс гитары был только в Москве, в двух училищах – в училище им. Гнесиных и в училище при Московской консерватории.

В.М.: Леонид Максимович, я сделал Вам неожиданный сюрприз – привёз Вам записи Вашего легендарного ученика – Юрия Сабанцева. Он ведь был одним из первых, кто поступил к Вам в училище?

Л.К.: Да, Юра Сабанцев был незаурядным гитаристом. Я его подготовил в 79 году к конкурсу исполнителей на народных инструментах, который прошёл в Ленинграде. Конкурс проходил в Капелле имени Глинки, было три тура, третий тур с оркестром и обязательная пьеса Игоря Рехина «Прелюдия и Танец». Юра стал лауреатом третьей премии, а за исполнение пьесы Рехина получил специальный приз. Володя, для меня было очень приятно и неожиданно услышать эту запись. А уровень конкурса тогда был очень высок и звание лауреата очень много значило. Лауреаты автоматически получали ставку концертного исполнителя и имели возможность гастролировать с концертами по стране. Сейчас этого нет, государство этим не занимается.

В.М.: А какова была дальнейшая судьба Юрия Сабанцева?

Л.К.: После конкурса его забрали в армию, он даже не успел у меня окончить училище, а после армии он уехал из Ростова в неизвестном направлении. Сейчас ему должно быть около 50 лет.

В.М.: Кто может составить славу семиструнной гитаре? Вы, ведь лично слышали и общались с Владимиром Сазоновым и Сергеем Ореховым. Кто может в будущем поддержать, в том числе и из Ваших учеников уровень семиструнной гитары и, вообще, верите ли Вы в будущее семиструнки?

Л.К.: Верю, потому что благозвучные вариации на русские песни, которые делали Сазонов и Орехов, да и не только они, как говорится, на века. В них чистота, душевность, всё то, чего сейчас не так много в современной гитарной музыке. И такая музыка должна быть востребована. Сейчас очень много делает для пропаганды семиструнной гитары Алексей Агибалов. Мои ученики играют его пьесы, как современную музыку: вариации на тему песни «Клён ты мой опавший», Сарабанду и много других его пьес. Но и помимо Агибалова, в Москве работает и преподаёт замечательная гитаристка – Анастасия Бардина. Как солистка она одна из самых артистичных на сцене. А из моих учеников, достойно представляющих семиструнную гитару – это, конечно же, Владимир Сумин [2, с. 27 – 28].

Учителя В.Г. Маркушевича и некоторые факты из жизни Матвея Степановича Павлова-Азанчеева (1888 – 1963). Автор выражает особую благодарность своим родителям – Ирине Владимировне Маркушевич и Генриху Алексеевичу Маркушевичу за то, что привили любовь к музыке, а также своей первой учительнице по музыкальной школе Галине Иосифовне Владимировой (1928 – 2017), с которой все эти годы оставались самые тёплые и дружеские отношения. Именно она поспособствовала нашей встрече со Львом Александровичем Менро. Галина Иосифовна была ученицей Евдокии Михайловны Грачевой (1918 – 1999). Та в свою очередь была ученицей Михаила Федоровича Иванова. Также незабываемые впечатления в памяти оставили встречи с Евдокией Михайловной у неё дома и игра на её замечательном инструменте австрийского мастера Иоганна Шерцера (1802 – 1870).

Нельзя не выделить искусство игры на семиструнной гитаре Анастасии Бардиной. Её «золотой» репертуар – это пьесы М.Павлова-Азанчеева. Развивая данную тему, будет также уместно привести здесь некоторые сведения из автобиографии нашего общего учителя Льва Александровича Менро: «Сейчас, по прошествии десятилетий, я иногда думаю: так ли надо было жить, правильный ли путь я выбрал? И сам себе отвечаю – я бы, наверное, не смог иначе. Вернемся в послевоенные годы. Иванов познакомил меня заочно с М.С.Павловым-Азанчеевым. Павлов-Азанчеев в это время находился в заключении «за старческую болтовню» и время от времени присылал оттуда некоторые свои сочинения, которые ему удавалось там написать. Кстати, один штрих, характеризующий М.Ф. Иванова как человека. В те годы общение с репрессированными было чревато серьезными последствиями, и, несмотря на это, он сам, ведя полуголодное существование, ухитрялся по мере возможности посылать Павлову-Азанчееву сухарей, выкроенных из своего скудного пайка. Собственно, это больше характеризует его отношение к гитаре: когда ему говорили об опасности общения с репрессированным, он отвечал: «Он же гитарист, не могу оставить его в беде». Долгие годы прекрасные произведения Павлова-Азанчеева не были напечатаны, и лишь в начале 60-х годов я стал по одной пьесе вставлять их в свои сборники. К настоящему времени все основные его произведения опубликованы в сборниках «Хрестоматия гитариста» и «Педагогический репертуар гитариста» [1,с. 1126].

В заключение следует отметить, что есть два замечательных инструмента – шестиструнная классическая и русская семиструнная гитара с соль мажорным строем. Нельзя сравнивать эти гитары. Обе гитары достойны самого пристального изучения и имеют право на развитие. Каждая из них имеет свой неповторимый репертуар и обертональное звучание. Будущее за гитаристами, которые смогут играть и на шести, и на семиструнных гитарах.

Но, в настоящее время, для возрождения семиструнной гитары необходима поддержка государства.

Литература

  1. Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. Классическая гитара в России и СССР. Сост. М.С. Яблоков. – Екатеринбург: «Русская энциклопедия», 1992 г.
  2. Беседа В.Маркушевича с Л.Кривоносовым // Гитаристъ. – 2008. – №2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =

Наверх